В соответствии со ст. 351.7 ТК РФ в случае призыва работника на военную службу по мобилизации или заключения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, действие трудового договора, заключенного между работником и работодателем, приостанавливается на период прохождения работником военной службы или оказания им добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Работодатель на основании заявления работника издает приказ о приостановлении действия трудового договора. К заявлению работнику необходимо приложить копию повестки о призыве на военную службу по мобилизации или уведомление федерального органа исполнительной власти о заключении с работником контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской.
В период приостановления действия трудового договора за работником сохраняется место работы (должность), социально-трудовые гарантии, право на предоставление которых он получил до начала указанного периода (в том числе дополнительное страхование работника, негосударственное пенсионное обеспечение работника, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи).
Работодатель не позднее дня приостановления действия трудового договора обязан выплатить работнику заработную плату и причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора. Период приостановления действия трудового договора засчитывается в трудовой стаж работника, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. Работник обязан предупредить о своем выходе на работу не позднее чем за 3 рабочих дня. При отсутствии оснований для прекращения срочного трудового договора, предусмотренных ч. 11 ст. 351.7 ТК РФ, срочный трудовой договор возобновляется на период, равный остатку срока действия данного трудового договора, исчисляемого на день приостановления его действия.
Работник в течение 6 месяцев после возобновления действия трудового договора имеет право на предоставление ему ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время независимо от стажа работы у работодателя.
Расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником в период приостановления действия трудового договора не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также истечения в указанный период срока действия трудового договора, если он был заключен на определенный срок.
В случае, если работник не вышел на работу по истечении 3 месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или окончания действия заключенного им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, расторжение трудового договора осуществляется по инициативе работодателя в соответствии с п. 13.1 ч. 1 статьи 81 ТК РФ.
Лицо, с которым в период приостановления действия трудового договора расторгнут трудовой договор в связи с истечением срока его действия, в течение 3 месяцев после окончания прохождения указанным лицом военной службы по мобилизации или окончания действия заключенного указанным лицом контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, имеет преимущественное право поступления на работу по ранее занимаемой должности у работодателя, с которым указанное лицо состояло в трудовых отношениях до призыва на военную службу по мобилизации, заключения контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в случае отсутствия вакансии по такой должности на другую вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, а при их отсутствии на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.
Вводится уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов
Текст
Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ с 1 июля 2024 года вводится уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотренная статьей 217.3 Уголовного кодекса РФ.
Наказание последует за нарушение требований лицом, ранее неоднократно привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние, в случае, если его действия (бездействие) повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть, либо причинило ущерб на сумму более 1 миллиона рублей.
Под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение 180 дней.
Меры наказания в зависимости от тяжести содеянного могут применяться в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до семи лет. Одновременно виновное лицо может быть лишено судом права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Новый уголовный состав не касается нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса и транспорта, за которые ответственность предусмотрена статьями 217.1 и 263.1 Уголовного кодекса РФ соответственно.
Следует учитывать, что конкретные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются уполномоченными органами в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Они дифференцируются в зависимости от характера деятельности или принадлежности таких объектов.
Так, например, с 12.03.2024 в действие вступили требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Минпромторга России, и актуализированная форма паспорта безопасности этих объектов (территорий). Они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 № 258.
Административная ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Закупкой товара, работы либо услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд является совокупность действий, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд за счет средств государственного бюджета с целью эффективного их использования.
В торгах на закупку товара, работы, услуги принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики, которые подают соответствующие заявки. По итогам торгов с победителем заключается контракт, в котором обязательно должны содержаться сведения о сроках оплаты работ и порядок их проведения.
Оплата заказчиком контракта может осуществляться как в полном единовременном перечислении средств, так и в поэтапной оплате по мере исполнения контракта либо авансировании. Срок оплаты по контракту составляет от 7 рабочих до 30 календарных дней и зависит от разных условий (если расчеты по контракту или аванс по нему подлежат казначейскому сопровождению, стороны заключили контракт по обеспечению обороны и безопасности государства и другое).
За нарушение должностным лицом срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования предусмотрена административная ответственность по статье 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказанием за данное правонарушение является штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Если должностное лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
О приеме на работу при отсутствии документов воинского учета
Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета (военный билет, справка взамен военного билета, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа).
Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в трудовом законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, а также их отсутствие не связано с его деловыми качествами.
В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях, в частности (пп. «а», «г», «д» п. 30 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете»):
- проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении);
- информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в течение 5 рабочих дней со дня их выявления;
- выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.
Согласно Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны направлять сведения о принятых на работу граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять в военные комиссариаты в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений, а сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять, - в течение 3 рабочих дней, в том числе с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций)
За несообщение или несвоевременное предоставление должностными лицами организаций в установленном законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, предусмотрена административная ответственность по ст. 21.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе не сообщение в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет о месте работы или должности также предусмотрена административная ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ.
О конфискации имущества
В соответствии со ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ конфискация имущества – это принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства. Поскольку конфискация имущества связана с ограничением конституционного права граждан на частную собственность, она может осуществляться только судом и в точном соответствии с положениями Конституции РФ, требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
На основании п. «а», «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, а также Доходы от него, полученные в результате совершения ряда преступлений, или явились предметом незаконного перемещения через таможенную границу либо через Государственную границу РФ. Доходами от денег, ценностей и иного имущества, могут быть признаны, в частности, суммы, полученные в кредитных организациях в виде процентов по счетам за использование таких денежных средств, арендная или иная плата, полученная за передачу имущества в возмездное пользование другим лицам, плата за оказание услуг с использованием такого имущества.
Также в собственность государства обращаются деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления и доходы от этого имущества, были частично или полностью преобразованы. Например, конфискации подлежат новые объекты собственности, возникшие в результате реконструкции недвижимого имущества, приобретенного преступным путем.
Согласно пункту «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ подлежат конфискации деньги, ценности и иное имущество, используемые для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) либо предназначенные для этих целей.
Принадлежащие обвиняемому орудия, оборудование или иные средства совершения преступления подлежат конфискации судом (при отсутствии оснований для их передачи в соответствующие учреждения или уничтожения) по делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен. К средствам совершения преступления также могут быть отнесены персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны и смартфоны.
Кроме этого, подлежит конфискации транспортное средство, которое принадлежит обвиняемому и использовано им при совершении преступления, связанным с нарушением правил дорожного движения, с управлением транспортным средством в состоянии опьянения ранее подвергнутым административному наказанию (имеющим судимость), а также лишенным права управления транспортными средствами.
Вместе с тем, разъясняется, что принадлежащим обвиняемому следует считать имущество, находящееся в его собственности, а также в общей собственности обвиняемого и других лиц, в том числе в совместной собственности супругов.
Дополнительный перечень лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины
Федеральным законом от 22.04.2024 № 88-ФЗ внесены изменения в статьи 333.35 и 333.38 части второй Налогового кодекса РФ.
Данными поправками предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации, национального водительского удостоверения взамен утраченного или пришедшего в негодность, ряда лиц, принимающих участие в СВО, обеспечивающих выполнение задач в ходе СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областей, в том числе:
- военнослужащих, включая мобилизованных и лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы;
- лицам, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, войска нацгвардии РФ.
Освобождены от уплаты государственной пошлины при регистрации права собственности в органах Росреестра наследники недвижимого имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям, погибших (умерших) вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, которые получены при обстрелах, взрывах или разрушениях со стороны вооруженных формирований Украины или террористических актов.
К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения, контузии, заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами.
Также предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании имущества лиц, погибших (умерших) вследствие обстрелов, взрывов или разрушений со стороны Украины и террористических актов.
Актуализированы положения Налогового кодекса РФ, предусматривающие льготы по уплате госпошлины, в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 04 января 2024 года № 11 «Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации» по вопросам приема в гражданство РФ в упрощенном порядке.
Наличие печати у некоммерческих организаций с 1 июня не обязательно Поделиться
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Федеральным законом от 02.11.2023 № 525-ФЗ с 01.06.2024 отменено общее требование к наличию печати у некоммерческих организаций. Указано, что некоммерческая организация вправе иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.
Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность некоммерческой организации использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе некоммерческой организации.
О компенсации за задержку неначисленных выплат
В соответствии с Федеральным законом от 30.01.2024 №3-Ф3 с 30 января 2024 года вступили в силу изменения в статью 236 Трудового кодекса РФ о компенсации за задержку неначисленных выплат.
При нарушении работодателем установленного срока выплат при заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, он обязан выплатить работнику денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) неначисленных своевременно сумм, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки.
При неполной выплате в установленный срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Выплата денежной компенсации обязательна независимо от наличия вины работодателя. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму.
Правовое регулирование предоставления в аренду лесных участков
Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании ст. 71 Лесного кодекса РФ в соответствии с видами использования лесов, установленными ст. 25 Лесного кодекса РФ.
Основные виды использования лесов включают в себя заготовку древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов и т.д.
В соответствии со ст. 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет, за исключением отдельных случаев.
Если испрашиваемый лесной участок предстоит образовать или границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2007 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляется предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
Поделиться
Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ужесточившие административную ответственность за правонарушения в рассматриваемой сфере. Так, отказ в допуске в порядке и случаях, установленных законодательством, представителя специализированной организации для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) либо для приостановления подачи газа повлечет наложение штрафа:
- на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
- на должностных лиц от 25 тысяч до 100 тысяч рублей;
- на юридических лиц от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
Также усилена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования или договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным.
Выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо работ по техническому диагностированию газопроводов, входящих в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, организацией, не отвечающей требованиям законодательства о газоснабжении, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч